РОЛЬ ФОНЕТИКИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ.

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у человека формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстникам о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными.

Для воспитания полноценной личности нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели правильной речью, говорили четко и выразительно. Даже если в семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Однако, со временем, социальный круг общения постепенно расширяется, ребенок контактирует с окружающим миром; и в этот момент очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.

Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи с поступлением ребенка в школу. С первого взгляда пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух - и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с дефектами фонетической стороны речи.

Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов.

Ранее выявление речевые дефекты и своевременная их коррекция, а также профилактика вторичных речевых и нервно-психических нарушений - важнейшие задачи, стоящие перед логопедами, педагогами, врачами и родителями детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Скороговорки - это несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: «на дворе трава, на траве дрова». Скороговорки созданы народом для забавы детям, и надо заметить, это очень полезная забава. Используя скороговорки для развития речи, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков.

Дети очень любят скороговорки, поэтому, развивая речь ребенка, их надо применять как можно чаще. Скороговорки можно произносить в разных темпах: медленном, умеренном и очень быстром. Чтобы речь развивалась, надо следить за четкостью произношения каждого звука. Больше внимания уделяйте тем скороговоркам, в которых есть звуки, вызывающие затруднения произношения у Вашего ребенка.

 

а теперь .... СКОРОГОВОРКА 

В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа

 Лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии,
но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали,

а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал,

как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал,

да не дорапортовал дорапортовывал да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду что,

дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент,
лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе,
где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке,
"Не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи,
а то придет бомбардир из Бранденбурга — бомбами забомбардирует за то,
что некто у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл"...
 В то время- Клара кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет,
Но, грех — не смех — не уложить в орех.

И вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины,

и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши,

- о всем о том около кола колокола звоном раззванивали,
 да так, что даже Константин — зальцбуржский констатировал:

 "Как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать,
так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить"
но попытка — не пытка.